Главная страница > База знаний > Разбор: обязательная документация педагогов
2023-12-12
Школьная педагогика
В статье рассмотрим:
6 мин
Приказ №582 Министерства просвещения определяет обязанности учителя по наличию определенных документов, неотъемлемых от его профессиональной деятельности. Эта документация становится ключевым элементом, который могут запросить завучи, директор школы или органы проверки. В этой статье мы рассмотрим, какие именно документы входят в этот перечень и почему их наличие имеет такое значение. От плана воспитательной работы до рабочих программ — мы подробно изучим, как эта документация педагогов оказывает влияние на образовательный процесс.
Самый важный из всех документов для учителя — это рабочая программа учебного предмета. Она стала обязательной с 1 сентября, и теперь у нас есть федеральные рабочие программы по разным предметам. Рабочая программа предмета — это план, который помогает учителю организовать занятия и управлять процессом обучения. Этот документ подробно описывает, какие темы изучать, сколько времени уделять каждому блоку и какие материалы использовать.
📖 Подробнее про новые федеральные программы писали в статье
Важно отметить, что рабочая программа определяет не только то, что учитель будет преподавать, но и как ученики будут изучать предмет. Она гарантирует, что обучение будет последовательным на разных этапах образования — от начальной школы до старших классов.
Например, для начальной школы есть федеральные программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. А для старших классов — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Журнал учета успеваемости — это документ, где учителя отмечают успехи и прогресс своих учеников. Журнал входит в обязательный документооборот учителей. Этот журнал можно вести как на бумаге, так и в электронном виде. Однако советуется постепенно отказываться от бумажной версии. Почему? Ведение двух журналов, бумажного и электронного, создает большую нагрузку на учителей.
Министерство просвещения рекомендует школам переходить на электронные журналы, чтобы уменьшить трудозатраты учителей по ведению отчетности. Переход от бумажного учета к электронному обусловлен требованиями законодательства о электронной отчетности за успеваемость и посещаемость учеников.
Это изменение поможет учителям работать более эффективно, а школам соответствовать современным стандартам ведения отчетности. Важно отметить, что электронные журналы позволяют не дублировать данные в бумажном формате и обеспечивают индивидуальный учет успехов учеников в рамках образовательных программ.
Комплект документов, необходимых для внедрения и использования электронного журнала в образовательной организации, включает в себя несколько ключевых элементов:
1) Приказ руководителя об об использовании электронного журнала: Этот документ формально объявляет о внедрении электронного журнала в работу школы. Обычно включает в себя основные цели, принципы использования и ответственных лиц за его внедрение.
2) Положение об электронном журнале: Это своего рода инструкция или документ, определяющий правила, порядок ведения и использования электронного журнала в организации.
3) Изменения в локальных актах: Документы, вносящие изменения в уже существующие локальные нормативные акты, чтобы учесть использование электронного журнала в индивидуальном учете успеваемости учащихся.
4) Дополнения в функциональные обязанности сотрудников: Это изменения в должностных обязанностях работников образовательной организации, связанные с использованием электронного журнала в контрольно-оценочной деятельности.
5) Документы по защите персональных данных: Важные документы, обеспечивающие соблюдение законодательных требований о защите личной информации учащихся, которые вносятся или обрабатываются через электронный журнал.
Этот комплект документов не только объявляет о внедрении электронного журнала, но и устанавливает правила, обеспечивает безопасность данных и вносит соответствующие изменения в рабочие процессы образовательной организации.
Журнал по внеурочной деятельности важен для образовательного процесса и является частью учебно-педагогической документации школы. Ответственность за их хранение и правильное ведение лежит на заместителе директора по учебно-воспитательной работе. Эти журналы предназначены на один учебный год и требуют аккуратного ведения от учителей.
На старте учебного года заместитель директора проводит инструктаж по заполнению этих журналов. Сотрудники образовательной организации, ведущие занятия внеурочной деятельностью, ведут отдельные журналы, фиксируя посещаемость обучающихся и темы занятий в соответствии с утвержденной программой.
В конце учебного года эти журналы передаются заместителю директора по учебно-воспитательной работе, который после проверки делает отметку о приеме журнала для архива. Хранение таких журналов в архиве школы продолжается в течение 5 лет.
Этот документ фиксирует уровень освоения обучающимися программ по внеурочной деятельности, отражая состояние образовательного процесса в школе. Точность и своевременное ведение этих журналов обязательны для каждого учителя.
Основные правила заполнения включают использование синей ручки, четкое и аккуратное написание на русском языке, нумерацию страниц, разделение на правую и левую стороны страницы, и последовательное внесение данных по проведенным занятиям.
Журнал по внеурочной деятельности включает только учебные предметы, предусмотренные в плане. Он не предназначен для выставления отметок или зачетов. Запрещается уносить журнал домой или выдавать его учащимся. Изменения в составе обучающихся делаются строго после получения необходимых документов, подтверждающих изменения в списке класса.
Журнал входит в обязательные документы для учителя и отражает внеурочную деятельность.
Планирование в образовательной организации направлено на эффективное выполнение федеральной программы обучения. Для четкого понимания того, как будет организована воспитательная работа школы в каждом учебном году, школа разрабатывает ежегодный календарный план воспитательной работы.
Согласно Федеральным основным образовательным программам (ФООП), учреждается «федеральный календарный план воспитательной работы» как обязательная учебно-методическая документация школы. Он включает перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые планируются и проводятся в учебном году.
Учитывая разработку ФООП по уровням образования, календарный план воспитательной работы оптимально составлять для начального, основного и среднего общего образования. Однако в небольших школах возможно объединение планов, так как мероприятия могут быть организованы для разных возрастных категорий.
Большая часть воспитательной работы школы осуществляется после уроков, что позволяет объединить план воспитательной работы с планом внеурочной деятельности, не увеличивая объем разрабатываемой документации. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, программа воспитания реализуется через урочные и внеурочные занятия.
Календарный план обычно представляется в виде таблицы, где указываются названия событий и мероприятий, их участники (классы/возрастные категории), сроки проведения, а также организаторы и ответственные лица.
Календарный план входит в обязательную отчетность учителя. Это документ позволяет четко организовать и планировать воспитательную работу школы, интегрируя ее с другими учебными процессами и обеспечивая системный подход к развитию учебного заведения.
Важное звено в оценке и поддержке развития ребенка — составление характеристики, обозначающей его особенности и индивидуальные черты. Это документ, требующий внимательного анализа и учета многих аспектов.
Этот документ является важной частью педагогического процесса, помогая педагогам лучше понять индивидуальные потребности ученика и предоставляя базу для индивидуального подхода к обучению и развитию. Характеристика учащихся - обязанность учителя, потому входит в обязательные документы для педагога.
Для того, чтобы правильно составлять педагогическую отчетность, важно обалдеть знаниями в области построения образовательного процесса. В институте ЕВИДПО есть более 80 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей.
Например курс Организация воспитательной деятельности по ФГОС НОО . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Важность списка обязательных документов для учителя заключается в том, что он структурирует и систематизирует процесс работы педагога, облегчая его нагрузку и помогая в планировании, отслеживании и отчетности.
Этот список включает в себя необходимые документы для учителя, такие как рабочая программа предмета, план воспитательной работы, журнал учета успеваемости, журнал внеурочной деятельности и характеристику обучающегося. Каждый из этих документов имеет свою уникальную функцию в организации учебного процесса и помогает учителю быть более организованным и эффективным в своей работе.
Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4